Show

Статья находится в подразделе Психология

Человек – существо двойственной природы. С одной стороны мы принадлежим к царству животных, то есть нам свойственно все, что свойственно животному миру. С другой стороны, человек – существо социальное, и потому на его поведение очень большое влияние оказывают законы общества (социума).

Поэтому можно рассматривать развитие человека с двух позиций, – онтогенез его, как животного организма (формирование физических, физиологических и психических параметров) – это индивидуальное развитие или формирование человека как индивида.

Под влиянием социума формируются нравственные, эмоционально-волевые качества личности, то есть человек развивается как социокультурный объект. Таким образом, выделяют индивидуальное и личностное развитие.

В данной статье мы подробно разберем второй аспект развития человека, а именно – его личностное развитие, формирование уникальных свойств характера, типов поведения, волевого и эмоционального реагирования.

Онтогенез психики: волевое и личностное развитие

Онтогенез психики: волевое и личностное развитие.

Понятие онтогенеза пришло в психологию из биологии и означает процесс развития индивида от зарождения до смерти. Психологи понимают под онтогенезом формирование основных структур мозга и последовательные изменения в психике человека на протяжении всей его жизни. 

Этот процесс описывается в отечественной психологии как возрастное развитие человека. Центральным вопросом психологии считается вопрос развития эмоционально-волевой сферы человека. Процесс этот начинается в раннем детстве, практически сразу же после рождения и продолжается в течение всей жизни вплоть до старости и смерти.

Волевые качества начинают формироваться практически с момента появления на свет, когда ребенок еще не умеет говорить. Он криком сообщает о дискомфорте, – голоде, холоде, сырости и т.д. Внимательная и любящая мама умеет различать уже на втором месяце жизни своего чада, что ему необходимо.

Развитие психики человека – процесс весьма неоднозначный и многогранный. Физическое и интеллектуальное развитие человека с возрастом замедляется, а затем и полностью завершается (примерно в возрасте 18 – 20 лет). В дальнейшем начинается обратный процесс, – постепенно снижаются мыслительные процессы, память, тонус мышц и т.д.

А вот развитие личности может продолжаться до конца жизни. Конечно, при условии наличия мотивации к рефлексии и постоянному развитию.

В детском возрасте волевое и личностное развитие происходит в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, процесс развития носит как бы безликий, непроизвольный  характер, так как на ребенка влияет огромное количество факторов. При этом процесс развития волевых и личностных качеств у разных детей под влиянием одних и тех же факторов происходит совершенно разными путями.

Взрослый человек способен процесс собственного развития сделать осознанным, произвольным и целенаправленным. Это обеспечивается его волевыми качествами, приобретенными в детстве. 

Волевые проявления психики помогают маленькому человечку контролировать непроизвольные процессы организма, делая их произвольными, осознанными (например, мочеиспускание, дефекация). Взрослея, он учится контролировать свое поведение, как говорится «держать себя в руках».

Волевая личность способна ставить перед собой цели и достигать их, постоянно балансируя между собственными интересами и задачами и различными внешними ограничениями (например, неблагоприятные прогнозы на данный вид деятельности или моральные и социальные нормы).

В итоге, человек, обладающий волевыми качествами, умеющий преодолевать всевозможные препятствия, способен обеспечить постоянное поступательное развитие собственной личности, результатом чего является формирование развитой личности.

Свойства развитой личности.

Свойства развитой личности.

Что же такое развитая личность? Чем она отличается от неразвитой (или, как говорят психологи – массовой) личности и как достичь такого уровня?

Психологи еще называют такую личность самоактуализирующейся (актуализация – превращение возможностей в действительность). То есть это такой уровень развития человека, когда он не ищет оправдания в своих неудачах, а извлекает уроки и смело идет к своей цели.

Такому человеку свойственно чувство ответственности за близких людей, в любви и в жизни он не стремится к безраздельной власти. Мудрость, уважение и доверие, – вот качества развитой личности.

Первое свойство: личность по определению является творческой.

Слышали ли вы выражение: «Талантливый человек талантлив во всем»? Так вот развитой человек именно таков и есть. За что бы он ни брался, – все у него получается.

Как правило, такие люди широко образованы, то есть обладают не только набором определенных знаний, но и во всех явлениях жизни видят причинно-следственную связь.

Для развитой личности характерны мудрость в отношениях с близкими, он постиг чудо тихой постромантической любви. Главное для него – человеческие отношения.

Отношение его к разумной власти и авторитетам уважительно. Если же сам он обладает некоей властью, то его требования носят адекватный характер, так как он прекрасно понимает, чего хочет добиться и как это сделать.

Несмотря на то, что он способен на многое, он прекрасно понимает свое место в жизни, чувствует свое истинное призвание и именно туда вкладывает все свои силы и таланты.

У него сложилась собственная система ценностей, основанная на его уникальном жизненном опыте. Причем развитой человек не стесняется и своих жизненных неудач, извлекая из них определенный опыт. Именно этот опыт помогает ему в дальнейшее преодолевать трудности.

Он смел в своих притязаниях и ставит перед собой высокие, но реальные цели. Причем он четко знает, что это именно его цели, а не цели его семьи, друзей и т.д.

Поэтому он готов к отсутствию признания. Результат для него важен, но процесс сам по себе более интересен. Отсюда – отсутствие стремления участвовать в каких-либо соревнованиях.

Поскольку такой человек умеет спокойно воспринимать как успех, так и неудачи, то у него вырабатывается философское отношение к несовершенству мира и неизбежным потерям (в том числе и близких людей).

Таким образом, можно сказать, что развитая личность – это гармонически развитая личность, обладающая многими талантами, стремящаяся к самореализации, идущая по жизни непроторенными путями.

Второе свойство: личность является множественной, сохраняя при этом целостность.

Не подумайте плохого, но развитая личность действительно является множественной. То есть такой человек многолик, в разных ситуациях он совершенно разный. Его друзья и близкие могут удивляться, как он все успевает, откуда берет силы и время.

И в то же время в каждый конкретный момент он понимает, где он сам, а где его друзья и близкие. То есть, в отличие от психического расстройства (диссоциативного расстройства личности), он спокойно принимает те роли, которые необходимы в данный момент и спокойно с ними расстается, когда эта необходимость исчерпана.

В этом ему помогает с одной стороны умение хорошо себя чувствовать (не в смысле быть здоровым, а в смысле хорошо понимать и принимать свои чувства в каждой конкретной ситуации). То есть, он прекрасно осознает свои жизненные приоритеты, свои цели и задачи.

С другой стороны, он соотносит свои позиции с требованиями социума. Он понимает, что свобода есть осознанная необходимость, и человек не может быть полностью свободен. Поэтому он спокойно выполняет задачи в рамках социальных требований, не забывая при этом о собственных интересах.

Итак, осознанность и волевая регуляция своего поведения, – вот те основы, которые помогают развитому человеку сохранять свою целостность в непростом современном мире.

Структура мотивов для самореализации.

Мотивация к самореализации возникает на основе существующих потребностей личности, а также при наличии способностей их воплощения и развития.

Общепринятой во всем мире является классификация человеческих потребностей, сформулированная американским психологом Абрахамом Маслоу.

Согласно этой классификации каждому человеку присущи пять видов потребностей, которые Маслоу разделил на две группы – первичные и вторичные. К первичным отнесены такие, как физиологические, социальные и потребность в безопасности.

То есть первичными являются те потребности, без которых ни один человек не может нормально существовать и развиваться. Физиологические потребности включают в себя потребность в пище, воде, воздухе, то есть то, что с самого появления на свет необходимо нам, как представителям животного мира.

Но, как мы уже отмечали, человек является существом социальным, поэтому неотъемлемой его потребностью является принадлежность к какой-либо социальной группе (семья, друзья, коллеги и т.д.). Здесь он может общаться, получать поддержку, признание и одобрение своих действий.

Принадлежность к социуму гарантирует человеку определенный уровень безопасности, без которой невозможно дальнейшее развитие личности

Ко второй группе потребностей относятся потребности в уважении и самовыражении. Потребность в уважении помогает человеку обрести значимость самоценности в социуме. Потребность в самовыражении помогает обрести свою самость, овладеть навыками и реализоваться в каком-то деле, овладеть новыми знаниями и ощутить гордость за собственные успехи.

Таким образом, структура мотивов самореализации представляет собой последовательное удовлетворение потребностей человека в процессе его жизни. Без удовлетворения потребностей первого уровня невозможно дальнейшее развитие и самореализация личности.

Статья подготовлена дипломированным психологом с более чем 15-летним стажем работы – Мариной Лоскутовой.

Подпишитесь на обновления сайта, введите свой email:

Adblock
detector